Школа MЕTI

01.10.2017

Современная архитектура в нашем понимании ассоциируется с уникальными конструктивными решениями, со сложными фасадными панелями и высокой технологичностью строительства. Все это действительно уместно для большинства отмеченных критиками архитектурных шедевров современности, но последнее время начинает набирать обороты социальная архитектура. Большой интерес архитектурного сообщества к этому направлению выражается в признании творчества таких архитекторов, как Шегеро Бан, Алехандро Аравена и другие. Творчество этих мастеров нацелено на решение жилищных, образовательных и гуманитарных проблем беднейших слоев населения, как правило, самых слаборазвитых стран мира. В основе социальной архитектуры лежит несколько принципов:
— простота возведения,
— экстремально-низкая стоимость строительства,
— использование местных материалов и строительных технологий.

Все эти три принципа призваны дополнить главный признак хорошей архитектуры, ее эстетическое качество, в результате чего получается странная, но в тоже время интересная архитектура.

Заметной площадкой для развития подобного рода архитектуры стало такое государство, как Бангладеш.

На севере этой страны сложилась уникальная ситуация, когда неправительственные организации и благотворительные фонды участвуют в поднятии общего образовательного уровня беднейшей страны планеты и добиваются хороших результатов в этой области. Уникальность этого движения состоит ещё и в том, что при не больших вложениях достигается потрясающий результат в области строительства и архитектуры.

Итогом этого эксперимента стала постройка ряда образовательных центров.

Наиболее заметным среди них является образовательный центр недалеко от города Рудрапур, в состав которого входит METI school осуществленная по проекту немецкого архитектора Анны Херингер

Ее проектное бюро специализируется на проектировании социальной архитектуры в странах Азии и Африки.

В первую очередь проект привлекает своей необычной концепцией строительства. Дело в том, что это здание было решено построить своими силами при непосредственном участии родителей учеников, учителей, архитекторов и волонтеров. Для осуществления такой задачи было принято решение использовать только местные строительные материалы, которые повседневно используются в несложном обиходе крестьянина в Бангладеш. Поэтому в строительстве школы были применены два материала: саманный блок и бамбук. Исключение составила металлическая кровля из оцинкованного профлиста и деревянные двери на первом уровне постройки. Примечательно, что архитекторы даже отказались от окон, заменив их бамбуковыми решетками или бамбуковыми ставнями.

Таким образом, была предложена нехитрая конструктивная схема, которая могла быть реализована руками непрофессиональных строителей, которыми и стали жители местных деревень и просто неравнодушные людей. Такое приобщение местного населения к созданию важного социального объекта, придало ему ощущение сопричастности большому делу.

По словам одного из рабочих, «было очень интересно проводить опыты и эксперименты, чтобы мы могли понять, как строить. Хотя мы и не понимали иностранного языка, мы много смогли узнать друг от друга. Я узнал, как строить прочные стены, как использовать измерительные инструменты, а иностранцы узнали, что лучшие смесительные машины - это буйволы».

Благодаря такому глубокому включению местных жителей в судьбу проекта, нам было не сложно узнать о местонахождении этого объекта так, как каждый житель в радиусе 50 километров легко мог подсказать, где находится эта METI school.

Архитектура школы представляет собой двухэтажную постройку, состоящую из глинобитного или, правильнее сказать, саманного нижнего уровня и лёгкого стоично-балочного каркаса, устроенного из связанных между собой бамбуковых стеблей. Образовавшиеся таким образом пучки бамбука способны выдерживать не только вес кровли, но и достаточно внушительные нагрузки перекрытия между первым и вторым этажом. Массивная стена первого этажа перфорирована оконными отверстиями, которые размещены на ней в хаотичном порядке и обрамлены различного размера рамами, выполненными также из глины и покрашенными в белый цвет. Кажущийся хаос окон уравновешивают регулярно расположенные двери, при этом дверь здесь имеет не только эвакуационное назначение, но и является основным источником света в помещениях. Именно поэтому они всегда открыты. По замыслу автора проекта двери также являются главными цветовыми акцентами школы. В каком-то смысле яркая цветная дверь способна привлечь внимание ребенка, тем самым «заманив» его на занятия в класс.

Первый этаж состоит из открытой лестницы и трех классов. В каждый класс можно попасть с открытой площадки через четыре двери. Наиболее примечательной частью класса является амебообразное в плане пространство, которое условно можно назвать “пещерой”. Оно размещается вдоль всей задней стены помещения. По сути, архитектор создал необычную игровую комнату и сделал ее главным украшением помещения. Таким образом, жесткая структура плана первого этажа получает иррегулярную составляющую, тем самым, сохраняя архитектурный прием, который был использован в работе над фасадами.

В его основе лежит сочетание двух противоположностей: жесткой геометрической структуры и художественного хауса. Сочетание противоположных по своей природе структур в архитектуре создает удивительный эффект. Он положительно усиливает общее ощущение от статичных и жестких форм, дополнительно обостряя композиционную игру хаотичных элементов на их фоне.

Второй этаж школы состоит из двух больших классов. Весь периметр этих помещений огорожен легкими бамбуковыми ставнями и перекрыт кровлей лежащей на бамбуковых балках, в свою очередь опирающихся на бамбуковые стойки и кронштейны. Легкость и ажурность бамбуковых элементов второго этажа сильно контрастируют с массивным нижним этажом, образуя симбиоз противоположностей, прием, повсеместно демонстрируемый во всех элементах здания.

Несколько слов хочется сказать об экологии школьного здания. В этом строении удивительным образом соединилось несколько составляющих современной экоархитектуры. Первое - это то, что в строении повсеместно применены только экологически чистые строительные материалы. Второе, что практически не достижимо в подобных строениях, - это уникальный микроклимат, составляющий экологию жизненного пространства человека. Дело в том, что в странах с жарким климатом невозможно представить себе современное здание без полноценной системы вентиляции и кондиционирования, что в свою очередь влечёт за собой большое энергопотребление. В случае со школой METI толстые саманные стены с продухами, размещенными равномерно по поверхности, и большие консольные выносы кровли, создающие в течении дня тень вдоль всего здания, позволили создать внутренние пространства с комфортной температурой, не прибегая к кондиционированию. По словам местных учеников, в классах в летнее время даже прохладно. Сравнивая свои ощущения можно убедительно сказать, что массивные саманные стены сдерживают натиск жары в дневное время и создают вполне комфортный микроклимат в помещениях.

Архитектор изначально запланировал строение с низким уровнем потребления энергии. На территории школы электричество получается только от солнечных батарей, что является хорошим примером современной экоархитектуры.

Все эти достоинства проекта по праву были оценены, жури одной из самых уважаемых архитектурных премий мира – архитектурной премией Ага Хана. В 2007 году автор проекта Анна Херингер стала обладателем этой важной архитектурной награды.

Подытожить рассказ о маленькой, но бесспорно удивительной постройке в одном из самых удаленных уголков Южной Азии хочется словами английского журналиста Поля Финча.

«Слишком часто стремления к современности в развивающихся странах имеют злокачественные экономические и культурные последствия, связанные со строительством. Традиционные материалы и технологии заброшены в пользу импорта дорогостоящих, а иногда и энергонеэффективных материалов и продуктов, приносящих пользу только производителям в более развитых странах. В худшем случае результатом может быть создание чужеродных зданий, форм и материалов, которые недолговечны и их трудно поддерживать. Их единственная заслуга в том, чтобы выглядеть новой на время. Напротив, этот радостный проект в бедной сельской местности Бангладеш показывает, что новая и освежающая местная идентичность может быть построена легко и быстро».

Вернуться назад